|
||||||||
|
|
|||||||
ИМЗ "УРАЛ" ИсторияВ 1940 г. в СССР было произведено 6800 штук мотоциклов. Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально ориентированным на производство только мотоциклов, стал ирбитский В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось секретное совещание, посвященное выбору модели для Вооруженных сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу БМВ-Р71, состоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки БМВ закупили в Швеции. Специалисты-технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления, и решили делать аналогичный, за исключением электрической схемы. Для производства мотоциклов, получивших марку М-72, предусматривалась широкая кооперация предприятий. Так, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры автомобильного завода им. Коммунистического интернационала молодежи (нынешний АЗЛК). Выпуск колясок и карданов поручили ГАЗу, фары заказали в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1; кроме них было задействовано еще несколько предприятий в разных городах СССР. После того, как ранней весной 1941 г. опытные образцы показали командованию Красной армии, было принято решение массовом производстве советских мотоциклов М-72. 20 октября 1941 г. Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов ЗИСа и КИМа на Урал, в город Ирбит. 17 ноября 1941 г. Урал встретил прибывших 30-градусным морозом. Разместился завод на площадях бывшего пивоварни, в наследство от которой достались недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи квасной, сухарный, бондарный, солодовый, вся механизация состояла из 2 тракторов на гусеничном ходу и 6 машин. Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 г. была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. Всего за годы войны на фронт было отправлено 9799 мотоциклов. В 1943 г. на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. В 1947 г. был разработан план генерального развития, после коренной реконструкции заводу предстояло выпускать 20 тысяч мотоциклов в год. В 1950 г. ИМЗ выпустил 30-тысячный мотоцикл. Торговая марка “Урал” известна во всем мире. В 1953 г. началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они закупались для нужд армии и полиции в развивающиеся страны и государства Восточной Европы. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. В конце 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и др. страны. По оценке немецкой компании “Иван Байкс”, там “Уралы” дешевле “Харлей-дэвидсонов” и в тоже время позволяют сильнее выделиться, чем последние", поэтому их покупают обычные люди: юристы, врачи, инженеры. Сегодня Ирбитский мотозавод – единственное предприятие России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в Соединенные Штаты Америки. В начале 60-х годов кроме М-72 завод выпускал мотоциклы М-61, М-62. В 1955 г. совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием “Белка” двигатель был позаимствован от мотоцикла, но с принудительным охлаждением. В 1959 г. заводские конструкторы разработали вездеход “Огонек”. Однако, эти разработки по разным причинам не пошли в массовое производство. С 1965 по 1971 гг. были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, “Кросс-650” и “Стрела”. Для испытания мотоциклов в дорожных условиях различных климатических зон организовывались пробеги и экспедиции. В 1986 г. испытатели ИМЗ приняли участие в экспедиции газеты “Советская Россия”, маршрут которой пролегал от Карского до Каспийского моря. В 1996 г. ирбитские мотоциклы с приводом на колесо коляски и трицикл испытывались в условиях Казахстана и Средней Азии. В 1997 г. прошла экспедиция от Выборга до мыса Дежнева; часть маршрута была пройдена на мотоциклах ИМЗ. В 1992 г. в Мадриде Ирбитскому мотозаводу была вручена Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. В 1992 г. завод стал акционерным обществом. А в начале 1998 года завод стал собственностью корпорации “Биопроцесс-НИПЕК”. |
||||||||